В рамках проверок, намеченных на второй-третий квартал 2008 года, теруправлениям Роспотребнадзора рекомендовано обращать внимание на "своевременное доведение до потребителей в наглядной и доступной форме информации о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем, и графике погашения этой суммы". О результатах проверок теруправления должны информировать центральный аппарат до 1 сентября. Поручение проверки Роспотребнадзор дал по результатам анализа информационных материалов Банка России о раскрытии банками эффективной процентной ставки. Такие данные Банк России собирал с банков в начале года по поручению Генпрокуратуры. В некоторых банках эффективные ставки по кредитам доходят до 1977% годовых. Банки по-прежнему вводят заемщиков в заблуждение относительно реальной стоимости кредитов, уверены в Роспотребнадзоре. Кроме раскрытия эффективной процентной ставки к таким результатам, по мнению Геннадия Онищенко, приводит и использование в договорах с физическими лицами таких специализированных терминов, как "аннуитетный платеж", "годовой процент по кредиту", "платежи заемщиков в пользу третьих лиц" и др. Как сказано в письме Роспотребнадзора, вместо них банкам рекомендуется оперировать такими показателями, как "размер кредита", "полная сумма, подлежащая выплате потребителем", и приводить в договоре график погашения кредита. Участники банковского рынка с недоумением восприняли претензии Роспотребнадзора о дополнительных комиссиях в кредитных продуктах. "Да, мы не стали отменять комиссии по розничным кредитам,— признается руководитель розничного блока крупного банка.— Указания ЦБ по раскрытию ЭПС носят рекомендательный характер, и мы будем зарабатывать дополнительную прибыль, пока это возможно". Однако инициативу Роспотребнадзора об отказе от использования эффективных ставок и указании полной стоимости кредитов в абсолютном значении банкиры одобрили. При внедрении ЭПС Банк России намеревался сделать прозрачными и сравнимыми условия кредитования. Однако переход к указанию стоимости кредитов в денежном выражении сделает стоимость продуктов более понятной для заемщиков, но лишит их возможности сравнивать продукты разных банков. Еще в сентябре 2007 г. ассоциация Europay предупредила входящие в нее банки: участились жалобы держателей карт на то, что в «таких торгово-сервисных предприятиях, как автосалоны, турагентства, билетные кассы, страховые компании», предлагают «оплатить услуги по карте не в торговой точке, а в отделении банка или операционной кассе». При этом в систему поступают данные о выдаче наличных, а с клиентов иногда взимают дополнительные комиссии. Такие схемы нарушают правила компании Master Card, которая может штрафовать банки и торговые точки на сумму $5000-25 000 и даже отключить точки от системы, говорится в письме. Ассоциация рекомендовала банкам направлять ей информацию о таких нарушениях вплоть до кассовых чеков и выписок по транзакциям. Представители и Master Card, и Visa подтвердили «Ведомостям», что подобная схема является нарушением их правил. Но проблема до сих пор остается неразрешенной, поэтому ассоциация может вскоре начать реально штрафовать банки, на примете уже четыре нарушителя, рассказал один из банкиров. Названия банков и размер штрафов он не уточнил. Между тем такая практика, по крайней мере для Москвы, действительно не редкость. Если вы платите картой, но не Московского кредитного банка (МКБ), вам придется заплатить комиссию в 2% от суммы, заявили «Ведомостям», например, в автосалоне «Леон Ателье». В ответ на вопрос, почему взимают комиссию, кассир ответила, что в салоне — операционная касса МКБ и все транзакции по картам проходят как снятие наличных, а значит, с держателей карт других банков положено брать комиссию. Договора эквайринга (прием и обслуживание безналичных платежей в торговой точке. — «Ведомости») данный салон с банком не заключал, поэтому клиент фактически пользуется услугой снятия наличных и с него взимаются те самые 2% согласно тарифам банка. Салоны можно понять, их маржа от продаж автомобилей небольшая — 6-8%, расходы на эквайринг съедят ее четверть — это в лучшем случае, поэтому они и изобретают эти схемы приема карт, говорит один из банкиров. Сейчас государство жестко контролирует обналичивание, приходится изобретать все новые схемы доступа к наличным, а в упомянутых в письме Europay типах торговых точек как раз и работают преимущественно с наличными и это тот самый доступный ресурс, добавляет руководитель одного из банков. Интересно, участились жалобы покупателей, что картами особенно трудно расплачиваться в выходные дни. Он объясняет это тем, что в эти дни торговые точки меньше проверяют. |
|